О театре

Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна — это культурная гордость Донецкого края и одна из старейших театральных площадок региона. Его богатая творческая биография насчитывает десятилетия ярких спектаклей, признанных шедевров и преданных зрителей.

История

Творческая биография Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра имени М.М. Бровуна началась в 1927г. в Харькове. Основу труппы составили актеры театра «Березиль», а его основателем стал воспитанник В. Немировича-Данченко, известный актер и режиссер Александр Загаров. Вскоре художественное руководство возглавил ученик Л. Курбаса, режиссер, в будущем — народный артист СССР Василий Василько.

В 1933 г. на то время уже зрелый творческий коллектив был переведен в Сталино (с 1961 г. — Донецк), где 7 ноября открыл свой ​​первый сезон премьерой драмы И. Микитенко «Бастилия божьей матери».

Творческая деятельность театра в регионе ознаменовалась созданием многих спектаклей, которые по своему значению вошли в сокровищницу театрального искусства. Окончательно определились идейно-художественные принципы формирования репертуарной политики муздрамы, направленной на поддержку духовного возрождения. Театр стал центром культуры Донецкого края, утверждая общечеловеческие гуманистические идеалы на лучших образцах отечественного и мирового классического и современного драматургического наследия.

Обращаясь к мировой литературе, театр берет в репертуар произведения разных стилей и направлений, способные воспитать у зрителей художественный вкус: «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Калигула» А. Камю, «Ревизор», «Ночь перед Рождеством», «Женитьба» Н. Гоголя, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Маркиза де Сад» Ю. Мисимы, «Учитель танцев» Лопе де Веги, «Плутни Скапена» Ж.-Б. Мольера, «Поминальная молитва» Г. Горина по Шолом-Алейхему, «Милый друг» Ги де Мопассана, «Коломба» Ж. Ануя, «Юбилей», «Предложение», «Медведь» А. Чехова, «За двумя зайцами» М. Старицкого, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира,  «Полоумный Журден», «Зойкина квартира» М. Булгакова, «История лошади» М. Розовского по «Холстомеру» Л. Толстого и др.

С творчеством коллектива хорошо знакомы зрители городов Донбасса. В свое время ежегодно с большим успехом проходили гастроли театра и во многих крупных городах Советского Союза, а также в Польше.

Многие годы, кроме актеров драмы, в театре также работают высокопрофессиональный оркестр, артисты балета и вокалисты. Это дает коллективу возможность осуществлять сложные постановочные проекты, охватывая практически все существующие зрелищные жанры. Высокий художественный уровень спектаклей театра неоднократно отмечался авторитетными театральными критиками, а также членами жюри престижных фестивалей.

Современная деятельность

2001

За выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства театр удостоен почетного звания академического

2003

Режиссер-постановщик Виктор Шулаков и генеральный директор-художественный руководитель театра Марк Бровун стали лауреатами Национальной премии Украины им. Т. Г. Шевченко.

2009

За выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства театр удостоен почетного звания национального

2015

За выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства театр удостоен почетного звания государственного

С декабря 2017 года

Указом первого Главы ДНР театру было присвоено имя выдающегося реформатора театра Марка Матвеевича Бровуна, народного артиста Украины, лауреата Национальной премии Украины им. Т.Г. Шевченко, который служил здесь на протяжении 36 лет, пройдя путь от администратора до генерального директора-художественного руководителя.

С 2001 по 2012 год Марк Матвеевич Бровун являлся руководителем театра — выдающийся режиссер, педагог и организатор. Под его руководством театр пережил новый расцвет. Бровун привнес в театр современный взгляд на искусство, усилив режиссерскую составляющую и добавив инновационные постановочные решения. Он сделал ставку на сочетание традиций и экспериментов, благодаря чему театр стал площадкой для актуальных творческих поисков.

В этот период репертуар театра расширился за счет постановок современных драматургов, зарубежных авторов и музыкальных спектаклей. Бровун также активно поддерживал молодых актеров и режиссеров, что обеспечило обновление труппы и привлекло внимание новой аудитории.

Современное руководство

Начиная с 2012 года и по настоящее время, Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр находится под руководством Натальи Волковой – заслуженного деятеля искусств Украины и председателя Союза театральных деятелей ДНР.

Окончила Донецкий государственный университет и Луганский институт культуры и искусств.


С 2009 года – генеральный директор театра, с декабря 2012 года – генеральный директор – художественный руководитель. Председатель Союза театральных деятелей ДНР – с 2015 года, Председатель Донецкого регионального отделения СТД РФ – с 2023 года.

В 2024 году решением Координационного комитета по проведению конкурсов на предоставление грантов на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий Президентского фонда культурных инициатив включена в состав экспертного совета конкурсов ПФКИ. 15 октября 2024 года Указом президента РФ включена в состав Совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству.


Член жюри Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска».

Благодаря её преданности и усилиям коллектив театра сумел сохранить свою творческую силу и стабильность даже в сложных условиях военного времени. Наталья Волкова вдохновила команду на создание высококачественных спектаклей и привела театр к новому уровню профессионального развития, продолжая и по сей день укреплять его статус одного из ведущих театральных центров региона.

С декабря 2017 года

Указом первого Главы ДНР театру было присвоено имя выдающегося реформатора театра Марка Матвеевича Бровуна, народного артиста Украины, лауреата Национальной премии Украины им. Т.Г. Шевченко, который служил здесь на протяжении 36 лет, пройдя путь от администратора до генерального директора-художественного руководителя.

С 2001 по 2012 год Марк Матвеевич Бровун являлся руководителем театра — выдающийся режиссер, педагог и организатор. Под его руководством театр пережил новый расцвет. Бровун привнес в театр современный взгляд на искусство, усилив режиссерскую составляющую и добавив инновационные постановочные решения. Он сделал ставку на сочетание традиций и экспериментов, благодаря чему театр стал площадкой для актуальных творческих поисков.

В этот период репертуар театра расширился за счет постановок современных драматургов, зарубежных авторов и музыкальных спектаклей. Бровун также активно поддерживал молодых актеров и режиссеров, что обеспечило обновление труппы и привлекло внимание новой аудитории.

Благодаря сотрудничеству с Союзом театральных деятелей РФ Донецкая муздрама стала членом Ассоциации деятелей русских театров зарубежья, что позволило ей активно участвовать в различных культурных программах, гастролях, повышать квалификацию своих сотрудников.

С 2015 г. при муздраме начала работу детская театральная школа-студия «Перспектива», ученики которой принимают участие в репертуарных постановках театра и других зрелищных мероприятиях. А с сентября 2018-го был возобновлен выпуск ежемесячного театрального журнала «Антракт».

Театральный коллектив гордится тем, что в его труппе есть актеры, первыми в ДНР получившие высокие звания: народного артиста ДНР – Дмитрий Федоров и Владимир Швец, заслуженного артиста ДНР – Мария Марченко и Анна Якубовская, заслуженного работника культуры ДНР – Руслан Фадиенко и Михаил Хохлов. В 2023 году впервые в ДНР актриса Донецкой муздрамы Мария Марченко получила звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

Талантливый коллектив МДТ имени М.М. Бровуна является гордостью Донецкой Народной Республики и широко известен далеко за её пределами.

Современное руководство

Начиная с 2012 года и по настоящее время, Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр находится под руководством Натальи Волковой – заслуженного деятеля искусств Украины и председателя Союза театральных деятелей ДНР.

Окончила Донецкий государственный университет и Луганский институт культуры и искусств.


С 2009 года – генеральный директор театра, с декабря 2012 года – генеральный директор – художественный руководитель. Председатель Союза театральных деятелей ДНР – с 2015 года, Председатель Донецкого регионального отделения СТД РФ – с 2023 года.


В 2024 году решением Координационного комитета по проведению конкурсов на предоставление грантов на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий Президентского фонда культурных инициатив включена в состав экспертного совета конкурсов ПФКИ. 15 октября 2024 года Указом Президента РФ включена в состав Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.


Член жюри Российской национальной театральной премии «Золотая Маска».

Благодаря её преданности и усилиям коллектив театра сумел сохранить свою творческую силу и стабильность даже в сложных условиях военного времени. Наталья Волкова вдохновила команду на создание высококачественных спектаклей и привела театр к новому уровню профессионального развития, продолжая и по сей день укреплять его статус одного из ведущих театральных центров региона.

ЛЮДИ В ИСТОРИИ ТЕАТРА

Марк Матвеевич БРОВУН

художественный руководитель театра с 1994 по 2012 год, народный артист Украины (24.07.1946 - 09.10.2012)

Михаил Иванович БОНДАРЕНКО

заслуженный артист Украины (25.09.1926 - 09.07.2019)

ВЕХИ ИСТОРИИ

  • 1927Создание украинского рабочего театра в Харькове

    7 ноября 1927 года в Червонозаводском районе Харькова (тогда столицы Украины) был создан украинский рабочий театр, который должен был выполнять культурно-просветительскую миссию на востоке Украины. Основу труппы составили актёры Харьковского государственного народного театра и знаменитого театра «Березиль». Первым руководителем стал воспитанник В. Немировича-Данченко, режиссёр А. Загаров, а через год художественным руководителем был назначен ученик Л. Курбаса, режиссёр, в будущем – народный артист Украины В. Василько.
  • 1930I Всесоюзная олимпиада театров и искусств в Москве

    С 15 июня по 11 июля 1930 года в Москве была проведена I Всесоюзная олимпиада театров и искусств. Украину представляли лишь два театра, среди которых и Червонозаводской.
  • 1933Открытие театра в Сталино и первые выступления на Донбассе

    7 ноября 1933 года в городе Сталино (ныне Донецк) открылся первый театральный сезон Червонозаводского драматического театра. Коллектив был переведён в этот регион по предложению Народного комиссариата образования Украины. История муздрамы в Донбассе началась показом спектакля «Бастилия Божьей матери» по пьесе советского драматурга Ивана Микитенко.

    В ожидании открытия труппа выступала на фабриках, заводах, шахтах, в городах и посёлках Донецкого края. Помимо спектаклей «на повестку дня», предлагали и бессмертную классику – «Макбет» У. Шекспира, «Без вины виноватые» А. Островского и другие.

    Реконструкция здания бывшего кинотеатра «Сатурн» по улице Кобозева, 5, где предстояло работать, закончилась только вечером 6 ноября. Последняя репетиция перед премьерой длилась десять часов.
  • 1935Старт гастрольной деятельности Сталинского театра

    Сталинский театр начинает активную гастрольную деятельность. В его составе 120 человек. Труппа с успехом выступает в Баку, Минске, Витебске, Гомеле, Могилёве, Ленинграде, Горьком, Ростове-на-Дону, Киеве, Ворошиловграде. Продолжаются поездки и по городам региона – Мариуполь, Горловка, Артёмовск, Макеевка, Славянск и другим.
  • 1941Перерывы в творческой работе из-за Великой Отечественной войны

    Начало Великой Отечественной войны прервало творческую работу. Сталинский театр не был полностью эвакуирован, многие ушли на фронт. Часть труппы уехала в Казахскую и Киргизскую ССР, где слилась с остатками коллективов артёмовского, горловского театров и театром музыкальной комедии из г. Иваново. Новый коллектив получил название «Театр музыкальной комедии и драмы имени Артёма»!

    11 октября 1941 года в Кзыл-Орде был показан первый спектакль вновь созданного театра.

    В г. Джелал-Абад работал Сталинский драматический театр, актёры которого в дальнейшем пополнили труппу «артёмовцев».
  • 1942Война, новые постановки и помощь Красной Армии

    В репертуаре военных лет преобладали классические постановки и концертные программы, затем он пополняется премьерами по произведениям современных авторов: А. Корнейчука «Партизаны в степях Украины», «Фронт». Театр также активно участвует в сборе средств для Красной Армии, 100 тысяч рублей были собраны на строительство танка имени Артёма. По этому поводу в мае 1942 года коллектив получил телеграмму «с братским приветом и благодарностью» за подписью Сталина.
  • 1943Освобождение Донбасса и возвращение театра в Сталино

    8 сентября 1943-го от немецко-фашистских захватчиков был освобождён Донбасс. Дирекция театра имени Артёма обратилась в Комитет по делам искусств УССР с ходатайством дать разрешение на возвращение коллектива в Сталино. В декабре этого же года разрешение было получено. Театр имени Артёма первым из творческих коллективов вернулся в Донбасс.
  • 1944Закрепление статуса и новые имена в труппе

    8 сентября 1943-го от немецко-фашистских захватчиков был освобождён Донбасс. Дирекция театра имени Артёма обратилась в Комитет по делам искусств УССР с ходатайством дать разрешение на возвращение коллектива в Сталино. В декабре этого же года разрешение было получено. Театр имени Артёма первым из творческих коллективов вернулся в Донбасс.
  • 1945Восстановление театра и постановки после войны

    В период 1944-1945 годов, несмотря на сложные условия (театр не имел собственного помещения и получил возможность работать в здании оперного театра лишь 10 дней в месяц), было восстановлено и поставлено 13 спектаклей, среди которых «Украденное счастье» И. Франко, «Так и будет» К. Симонова.Однако не только социально-психологические произведения были в репертуаре, но и комедии – «Шельменко-денщик» Г. Квитки-Основьяненко, «Наталка-Полтавка» И. Котляревского.
  • 1946Возвращение к классической драматургии

    Театр обращается к классической драматургии, в репертуар включают сценические произведения высокого романтического звучания – «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Дамы и гусары» О. Федро.
  • 1947Строительство специализированного помещения для театра

    Совет Министров СССР выдал распоряжение начать строительство специализированного помещения для театра имени Артёма. Однако реально к нему приступили лишь через пять лет.
  • 1949Театр без собственного помещения и выездные спектакли

    Весь год артисты театра давали исключительно выездные спектакли – 323 показа на 107 клубных площадках, поскольку театр не имел собственного помещения. Подобная работа, отсутствие декорационного, бутафорского, мебельного цехов, сокращение штата негативно сказывались на художественном уровне постановок.
  • 1961Переезд в новое здание театра в стиле древнегреческого храма

    В 1961 году было построено здание театра, архитектор – Чечик Елизавета Натановна. Театр за исключением сценической части выполнен в виде древнегреческого храма.

    4 февраля коллектив въехал в новое помещение. Первым спектаклем стала музыкальная комедия «Владимировская горка» Д. Шевцова, композитора В. Лукашова. В нём были заняты заслуженные артисты Украины М. Адамская, Ю. Галинский, В. Загаевский, Н. Протасенко, артисты Л. Соколовская, М. Бондаренко.
  • 1987Реформа театра под руководством Марка Бровуна

    В 1987 году Марк Матвеевич Бровун стал директором театра, а в 1994 году – директором-художественным руководителем. Новатор и реформатор, он провёл ряд реорганизаций, в частности, включил в состав труппы помимо артистов драмы, балета, вокалистов и оркестр. Благодаря грамотной репертуарной политике посещаемость театра возросла до 98 процентов. О Донецком музыкально-драматическом заговорили далеко за пределами региона.
  • 1992Первый театральный фестиваль «Театральный Донбасс»

    В 1992 году состоялся первый фестиваль «Театральный Донбасс». Этот региональный форум был учреждён и проведён в стенах театра.
  • 1997Открытие фестиваля «Золотой ключик» для детей и юношества

    Учреждён Открытый фестиваль спектаклей и концертных программ для детей и юношества «Золотой ключик».
  • 2001Театру присвоен статус академического

    28 сентября 2001 года за достижения в развитии театрального искусства Донецкому областному музыкально-драматическому театру был присвоен статус академического.
  • 200375-летие театра и премьера «Энеиды»

    В 2003 г. театр отметил своё 75-летие. К этой дате вышел знаковый для муздрамы спектакль «Энеида» по И. Котляревскому. Его создатели: режиссёр-постановщик Виктор Шулаков и генеральный директор-художественный руководитель театра Марк Бровун стали лауреатами Национальной премии Украины им. Т. Г. Шевченко.
  • 2004Открытие Малой сцены театра для камерных спектаклей

    17 января 2004 года открылась ещё одна творческая площадка театра – Малая сцена. До конца сезона на ней с большим успехом были показаны четыре камерных спектакля «Холодильники» М. Фратти, «Девять ночей... девять жизней», «Приключения медвежат панда» М. Вишнека, «Анекдоты» А. Вампилова. Зрители располагались в двух метрах от артистов и могли следить за каждым жестом, малейшими изменениями мимики и тембра голоса.
  • 2005Установка статуи Мельпомены и реконструкция театра

    14 марта 2005 года на Донецком драмтеатре установили статую музы трагедии Мельпомены. Она изображена с пальмовой ветвью в руках. Высота бронзовой скульптуры – 3,5 метра, вес – около тонны. Автор – Юрий Иванович Балдин.

    В 2005 году завершена реконструкция здания театра, в результате чего в Донбассе появился театральный комплекс с пятью сценами. Все это время коллектив не прекращал свою творческую деятельность.
  • 2009Присвоение театру статуса национального

    26 ноября 2009 года театру присвоен статус национального.
  • 2012Наталья Волкова становится генеральным директором театра

    С 2012 г. генеральным директором – художественным руководителем театра стала Наталья Марковна Волкова, заслуженный деятель искусств Украины. Благодаря её стараниям коллектив Донецкой муздрамы не только выстоял в сложных исторических условиях, но и вышел на качественно новый творческий этап развития.
  • 2014Театр открывает 88-й сезон в условиях войны

    11 октября 2014 г. Донецкий академический музыкально-драматический театр, невзирая на обстрелы города, открыл свой 88-й сезон. Билеты разлетелись мгновенно. В зале был аншлаг. Давали «совершенно невероятное событие» Н. Гоголя «Женитьба».
  • 2015Театр получает статус государственного и открывает детскую театральную школу

    Театр получил статус государственного.

    В октябре 2015 года при муздраме начала работу детская театральная школа-студия «Перспектива», воспитанники которой принимают участие в репертуарных постановках театра и других зрелищных мероприятиях.
  • 2016Открытие Новой сцены театра для разнообразных спектаклей

    В октябре 2016 года открылась сцена-конструктор – Новая сцена. Зрительское пространство здесь выстраивается с учётом того или иного художественного замысла. На Новой сцене идут как спектакли для взрослых, так и для детей.

    Название площадки, расположенной под крышей здания, выбрал худсовет театра из 92 вариантов, предложенных зрителями.

    Первым спектаклем на Новой сцене стала постановка по А. Островскому «Не всё коту масленица».
  • 201990-летний юбилей театра и учреждение международного фестиваля «Мизансцена»

    14 декабря 2019 года состоялось торжественное открытие Сцены на Садовом. Пятая сценическая площадка МДТ имени М. М. Бровуна разместилась в уникальном историческом месте – старинном здании на Кобозева, 62, созданном ещё в начале прошлого века братьями Тудоровскими. Именно здесь располагался первый театр Юзовки (ныне Донецк). В помещении также создали музейный уголок, экспозиции которого постоянно обновляются.

    Сцена на Садовом открылась показом спектакля-долгожителя – «Три шутки» по Чехову. Эту постановку сыграли в 240-й раз.
  • 2021Открытие Гостиной на Садовом с премьерой музыкальной программы

    31 марта 2021 года премьерой музыкальной программой «На углу Дерибасовской-3» открылась новая сценическая площадка – Гостиная на Садовом. Она необычна по форме, рассчитана на проведение творческих вечеров, небольших театральных и оркестровых программ.