ТЕАТР ПРОСТИЛСЯ СО СВОИМ КОЛЛЕГОЙ

Сегодня, 10 сентября, муздрама простилась с особенным человеком – одним из старейших работников МДТ имени М.М. Бровуна, заместителем начальника реквизиторского цеха Иваном Васильевичем Соколовым.

Почти тридцать лет он посвятил служению Донецкой муздраме. Театр стал его мечтой, которая воплотилась в жизнь. Боль утраты с семьей и близкими разделил коллектив.

Год назад в журнале «Антракт», в рамках рубрики «Театральная профессия», вышла статья «Любите ли вы театр так, как люблю его я?», посвященная творческому пути Ивана Соколова. Это интервью о большой любви к театру стало в его жизни последним.

«Любите ли вы театр так, как люблю его я?»


«Я, наверное, такой родился…»

Дело было в маленьком поселке Мурманской области. Еще в детстве я покупал и от корки до корки прочитывал журналы «Спутник кинозрителя», «Искусство зрителя», «Театральная жизнь», мне это было интересно. А когда окончил школу, поехал в Ленинград поступать в институт. Именно там я впервые в жизни попал в театр. И меня он так поразил, что я просто им заболел. В Ленинграде – это как раз были 70-е годы, расцвет театра – все старались побывать на спектаклях Георгия Товстоногова, Зиновия Корогодского, Игоря Владимирова.
Но я закончил технологический институт и приехал и по направлению в Донецк. Работал здесь в НИИ по своей химической профессии. А в 1991 году, когда развалился Советский Союз, решил воплотить свою давнюю детскую мечту, свою любовь – и пришел в Донецкую муздраму, к Марку Матвеевичу Бровуну. Он меня направил в монтировочный цех.

«Наши фамилии не пишут в программках»

Когда переходишь из зрительного зала в мир закулисья, оно выглядит совсем по-другому. Тут своя особая «кухня». Для зрителя то, что здесь происходит, – чудо, а для нас – просто работа.
20 лет я прослужил в монтировочном цехе. Очень полюбил свою новую работу, весь процесс подготовки спектакля. Можно сказать, что мы, монтировщики, принимаем самое непосредственное участие в общем деле. Раньше с нами всегда советовались и сценографы, и режиссеры. А какие режиссеры были! Юрий Кочевенко, вспомнить хотя бы его «Поминальную молитву», Константин Добрунов и его «Деревья умирают стоя», Евгений Курман, поставивший мюзикл «Леонардо». И со всеми постановщиками я всегда находил общий язык, мы очень хорошо ладили. Много было и гастрольных поездок. Отправлялись на все лето – по месяцу в каждом городе. Тяжеловато было, но в то же время очень интересно, особенно встречи со зрителями.
Подчас мы участвовали и непосредственно в постановках. Так, режиссер Александр Аркадин-Школьник специально ввел монтировщиков в спектакль «В джазе только девушки», и мы по ходу действия выходим на сцену. Наши фамилии не пишут в программках, но на поклон зрителю мы тоже выходим. Это нормальная практика, когда режиссеру нужно менять декорации, поэтому монтировщиков наряжают в соответствующие костюмы и выпускают на сцену. Кстати, в спектакле «Три шутки» Вадим Пинский изначально поставил в портретную раму монтировщика, который в нужный момент оживал и менял мебель. Случалось, что и я это делал. Когда в 2017 году мы ездили на фестиваль «Мелиховская весна», «портрет» изображал я.

«Самое главное – это любовь»

В реквизиторский цех пришлось перейти, когда подкачало здоровье. Но здесь работа тоже интересная, непосредственно связанная с актерами. Я их всех очень люблю, а они отвечают взаимностью. (Будто в подтверждение этих слов вдруг забегает актриса Елена Мартынова, целует Ивана Васильевича в щеку и убегает со словами: «Я к вам позже зайду»). На самом деле, актеры – это маленькие дети. Лучше от них держаться подальше (смеется). Это я для себя уже давно уяснил. Они другие и живут в своем особом мире. Я, быть может, тоже обитаю в своем мире, но точно не в их. Я – рядом с их миром.
Во время подготовительного периода или репетиций спектакля наша задача – предоставить постановщикам и исполнителям все необходимые атрибуты. Мы с самого рождения постановки не только наблюдаем за процессом, но и обеспечиваем его. Костюмеры – нет, парикмахеры – нет, а реквизиторы – с первого выхода на сцену участвуют в спектакле.
Самое главное в нашей профессии – это любовь. К театру, к людям, которые работают и которые сидят в зале, потому что без этого никогда не получишь отдачи. Увлечений у меня вне работы нет. Для меня театр – и работа, и хобби, и вечная любовь.

В минувшем сезоне за добросовестный труд и высокие достижения в профессиональной деятельности Иван Соколов был награжден Нагрудным знаком Министерства культуры ДНР «За вклад в развитие культуры».

В 2021 году он планировал отметить свой 70-летний юбилей. Однако спустя год, театр почтит его память минутой молчания.

Выражаем искренние соболезнования семье и близким! Светлая память особенному человеку!